Православные праздники

Предлагаем вам ознакомится с Туром для Православных паломников

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбевшие о нем

Непостижимое чудо — Сын Божий рождается от девы Марии и является всему миру в видимом образе Богомладенца.
Когда Пречистой Деве исполнилось 14 лет, по закону Моисея ее должны были выдать замуж. Но так как Она дала Обет безбрачия, что было у евреев нетрадиционным, Ее только обручили с престарелым дальним родственником Иосифом. Неожиданно для себя Иосиф заметил, что Мария ожидает ребенка. По еврейскому закону, женщина, ожидающая ребенка не от мужа, побивалась насмерть камнями. Добросердный Иосиф-Обручник не отдал Марию толпе на побиение, а решил отпустить Ее куда пожелает.

 

Однако в чудесном видении старцу было открыто Архангелом Гавриилом, что плод во чреве Марии имеет Божественное происхождение. Родившийся от Нее, сказал Архангел Иосифу, есть от Духа Святого.

Тогда как раз по приказу римского императора Августа совершалась перепись всего населения. Для этого каждый пошел в тот город, из которого происходил его род. Поэтому и Иосиф с Марией отправились из Галилеи в Иудею — в город Давидов, называемый Вифлеемом. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в гостинице и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. И там настало время родить Марии. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы родился Младенец — Сын Божий, Христос Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота.

В окрестностях Вифлеема пастухи пасли свои стада. Вдруг перед ними появился Ангел и возвестил им великую радость о рождении миру Спасителя: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне в городе Давидовом (то есть в Вифлееме) родился Спаситель, который есть Христос Господен.»
В Божественном сиянии явилось множество Ангелов поющих: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».

Рождество Христово Церковь празднует 25 декабря (7 января по новому стилю).

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбевшие о нем

В 15-й год правления римского императора Тиверия по внушению Божию Иоанн, Сын священника Захарии, проповедовал в окрестностях реки Иордан.

Проповедь его была краткой : «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».

Пришел и Господь Иисус Христос вместе с иудеями креститься, но Иоанн удерживал Его, считая себя недостойным крестить Того, Кто не нуждается в покаянии, и говорил Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, а ты приходишь ко мне?» Но Иисус ответил ему: «Оставь. Ибо так нам надлежит исполнить написанное в Законе и показать пример людям».
После этого Иисус сошел в реку Иордан и принял Крещение от Иоанна.

Вдруг Иоанн увидел Духа Святого, который в виде голубя спустился на Иисуса, и услышал голос с неба: «Это сын мой возлюбленый, в Котором Мое благоволение». Всему народу объявил Иоанн: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя Грехи мира».

Праздник Крещения Господня носит еще и другое название — Богоявление, так как через пророка и Крестителя Господня Иоанна была явно открыты тайна Троичности Божества: он слышал голос Бога-Отца, видел крестившегося Сына Божия и Духа Святого, спускающегося на Него.

В этот день, а также днем накануне совершается великое освящение воды в церковных сосудах, реках и озерах.
Крещенская вода обладает великой целительной силой, освящающей душу и тело человека.

Крещение Господне Церковь празднует 6 января (19-го по новому стилю).

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбевшие о нем

По закону пророка Моисея все еврейские родители должны были своих первых сыновей на сороковой день после рождения приносить в храм для посвящения их Богу. Закон этот был установлен в память об исходе евреев из Египта, страны их рабства, когда Ангел Божий истребил первенцев египтян и сохранил первенцев еврейских от смерти.
Так и матерь Божия с праведным Иосифом принесли Богомладенца Иисуса и жертву — горлицу и молодого голубя.

В это время в Иерусалиме жил праведный старец по имени Симеон, которому было предсказано Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит своими глазами Христа Спасителя. История жизни Симеона заслуживает особого внимания.
Симеон был в числе 70 переводчиков Ветхого Завета, которые делали перевод для знаменитой Александрийской библиотеки царя Птоломея.

Старцу досталась книга Исайи. Когда он переводил на греческий слова пророка о том, что Дева родит Сына, Симеон усомнился, ведь рожает ребенка женщина.

Несколько раз он пытался изменить слово «Дева» на «женщина», но Ангел остановил его руку и пояснил, что Спаситель мира родится не от женщины, а от Девы, не знающей мужа.

К моменту рождения Иисуса Христа старцу было более 300 лет, и когда он по внушению Святого Духа пришел в Храм, то встретил («сретил» по-церковнославянски) Христа словами: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, так как видели очи мои спасение Твое, которое уготовил перед лицом всех людей: свет во откровение языков (т.е. народов) и славу людей Твоих Израиля».

Старец Симеон благословил Иосифа и Марию и сказал:»Вот, из-за него все в народе будут спорить: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу». Этим он предвозвестил скорби Божией Матери во время крестных страданий Ее Божественного Сына.

В воспоминание этой встречи Церковь отмечает праздник Сретения 2 февраля ( 15-го по новому стилю).

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбевшие о нем

Оставалось три месяца до рождения Иоанна Крестителя, и в Небесном Предвечном Совете Живоначальной Троицы было определено рождение в мир Спасителя человечества Иисуса Христа от Пречистой Девы по имени Мария, которой в наступивший промыслительный момент от Престола Божия послан был Архангел Гавриил, чтобы сообщить о зачатии Ею Богомладенца Иисуса. Вошедши к Ней Архангел возвестил: «Радуйся Благодатная! Господь с Тобою. Благословенна Ты среди жен, и благословен плод чрева Твоего».

Дева смутилась и размышляла, что бы означало столь необычное приветствие. И сказал Ей Гавриил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать У Бога, и зачнешь во чреве, и родишь Сына, и дашь Ему имя Иисус. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, и будет царствовать вовеки, и Царству Его не будет конца». Мария спросили: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» Гавриил же ответил: «Дух святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1; 34,35). И сказала ему со смирением Мария: «Я раба Господня, да будет Мне по слову твоему».

Святая Церковь с древних времен отмечает праздник Благовещения с величайшим торжеством и ликованием, ибо, как поется в хвалебном песнопении — тропаре праздника: «Ныне день начала нашего спасения, в который открылась дивная тайна о рождении Сына Божия». И вся жизнь новозаветной Церкви с этого дня проходит под светлым знаком этого чудесного события, и как сменяются времена года и весной торжествует природа, оживляемая Всемогущиим Богом, так торжествует Вселенская Православная Церковь, начиная отсчет своего бытия с радостного дня для всего человечества.

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбевшие о нем

Свт.Григорий Богослов писал:»Пасха! Господня Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

На третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества воскрес из мертвых.
Тело Его, человеческое — преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на него. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

В этот день на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия и другие женщины, взяли приготовленное благовонное миро, пришли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело его.

Мария Магдалина, опередив остальных женщин- мироносец, первая пришла ко Гробу. Мария увидела, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит:» Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Когда они подошли ко гробу, то увидели, что камень отвален. И когда остановились, вдруг увидели светозарного ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь: ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще, будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».

Празднование Воскресения Христова совершается Церковью весной, когда пробуждается и торжествует природа. День этот непостоянный для каждого года, но высчитывается с учетом разных обстоятельств.

По свидетельствам евангелистов, Господь Иисус Христос воскрес после полуночи, и вследствие этого Пасхальное богослужение начинается всегда около 12 часов ночи.

Православная Церковь готовится к этому величайшему торжеству, установив самый продолжительный Великий пост.

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбевшие о нем

В Евангелии от Иоанна Господь сказал: «Я исшел от Отца, и пришел в мир; и опять оставлю мир, и иду к Отцу» (16:28 ).

Христос всегда пребывал в Своей Божественной силе. И тогда, когда проходя весь земной путь во плоти, он принял крестную смерть, и тогда, когда затем сойдя в ад, освободил томящихся в нем. И только после этого вознесся Сам Своею Божественною силою. Своим восхождением Господь открыл бывший для всех ранее закрытым вход в небесное святилище. В лице совершенного Человека и истинного Бога нам открыт путь к вознесению в чертоги Отца Небесного. Сам Спаситель уверил нас в этом: «Я иду приготовить место вам.» (Ин.14:2).

«И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо.Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь». (Лк.24.45-53).

Праздник Вознесения отмечается на 40-й день после Пасхи.

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбевшие о нем

Еще со времен Моисея ветхозаветная Церковь праздновала день Пятидесятницы в память Синайского законодательства, когда пророк Моисей, однявшись на гору, получил от Бога каменные плиты с чудесно начертанными на них десятью заповедями. Время праздника наступало по истечении семи недель после еврейской Пасхи.

Праздник ветхозаветной Пятидесятницы был прообразом новозаветной Пятидесятницы, или Троицы — дня сошествия Святого Духа на Апостолов. Сам Господь обещал Апостолам послать им Утешителя, Духа Истины. Через десять дней после Вознесения настал день иудейской Пятидесятницы. Ученики Христа собрались вместе на Сионе в горнице. И вот внезапно раздался шум, который бывает во время сильного ветра. Этот шум шел с неба, и огненные языки появились над Апостолами и вошли в них.

Вдруг Апостолы стали славить Бога на всех известных языках. Жители Иерусалима были поражены проповедью Апостола Петра, которую он произнес на нескольких языках и которая дошла до каждого сердца. Многие из них в этот день крестились.

Божественный Огонь Святаго Духа, войдя в Апостолов, освятил их и сделал первыми архиереями. Исполнившись Святого Духа, Апостолы получили власть передавать благодатное пламя другим людям через возложение рук. Так были рукоположены следующие епископы, священники и диаконы. С того времени и до сих пор цепь благодатного пламени никогда не прерывалась в Святой Православной Церкви.

Праздник Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи.

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбевшие о нем

Пророк Иоанн Креститель был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Он приходился по материнской линии родственником Господа Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Господа. Как повествует Евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись его отцу Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. И вот у благочестивых супругов, до преклонной старости лишенных утешения иметь детей, наконец рождается сын, которого они испросили в молитвах.

По милости Божией он избежал смерти среди тысяч убитых младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Святой Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью — постом и молитвой. Он носил грубую одежду, прихваченную кожаным поясом, и питался диким медом и акридами (род саранчи). Он остался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу.

Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берегах Иордана, чтобы приготовить народ к принятию ожидаемого Мессии (Христа). К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение во оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься, и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом.

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбевшие о нем

Двух великих христианских подвижников прославляет сегодня святая Церковь, именуя их «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие».

Почему святых апостолов Петра и Павла называют первопрестольными и первоверховными? Вовсе не потому, что они, якобы, получили верховную власть над всеми апостолами. Для подобных утверждений мы не находим свидетельств ни в Евангелии, ни в апостольской истории. Что же касается слов Спасителя: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16, 18), то здесь под камнем следует понимать не саму личность апостола, а его исповедание, его твердую веру во Христа. Вслед за Петром и другие апостолы исповедовали ту же веру, и на их исповедании также основана Церковь, ведь, по слову святителя Киприана Карфагенского, «и прочие апостолы были тоже, что и Петр, — имели равное с ним достоинство и власть».

Значит, апостолы Петр и Павел именуются первоверховными не за преимущество перед другими во власти, а лишь по чести. За что же им такая особая честь? За их великие труды. Все святые апостолы понесли множество трудов в благовестии Христова учения, но эти двое потрудились больше всех (1 Кор. 15, 10). Переходя из города в город, из страны в страну, святые Петр и Павел везде ревностно возвещали слово Божие, мужественно и терпеливо перенося невзгоды и бедствия. «Я, — говорит святой апостол Павел, — был в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти… Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение… Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников…» и так далее (2 Кор. 11, 23-32).

Господь повелел Своим апостолам идти к народам, учить их и крестить (Мф. 28, 19-20). Несомненно, все святые апостолы свято исполнили эту заповедь своего Божественного наставника, но больше всех прославились благовестием святые Петр и Павел. В мир лжи и заблуждений, гордости и эгоизма, ненасытного стяжания и злобы они внесли небесную истину и Божественный свет, царство правды, мира и радости во Святом Духе (Рим. 14, 17). Тысячи людей привели они ко Христу.

Празднование памяти святых апостолов Петра и Павла отмечается 29 июня (12 июля по новому стилю).

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбевшие о нем

Приближался час крестных страданий Иисуса Христа.
Желая ободрить и поддержать своих учеников, укрепить их веру, Спаситель дал возможность увидеть Свое Божественное достоинство и Славу. Призвав трех учеников — Петра, Иакова и Иоанна,- Он взошел с ними на гору Фовор и начал молиться.

Во время молитвы лицо Господа засияло, как солнце, а одежды Его
стали белые, как снег. Вдруг пред Господом предстали пророки Илия и Моисей, жившие много веков назад, и повели с Ним беседу о крестных страданиях и смерти. Апостолы, находившиеся неподалеку, пришли в необыкновенно радостное состояние. Петр воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: одну — Тебе, одну Моисею и одну Илии».

Светлое облако, Спустившись, осенило их, и раздался голос Бога Отца: «Сей есть сын мой возлюбленный; Его слушайтесь».
Ученики в страхе пали на землю. Спаситель подошел к ним, коснулся их и сказал:»Встаньте и не бойтесь». Ученики встали и увидели Иисуса Христа в обыкновенном виде.
Когда же они сходли с горы, Иисус Христос повелел никому не рассказывать о том, что видели, пока Он не воскреснет из мертвых.
В праздник Преображения, после литургии, приносится в храм и освящаются плоды: виноград, яблоки, груши.

Православная церковь празднует Преображение Господне 6 (19 августа по новому стилю).

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбевшие о нем

После Вознесения Господа нашего Иисуса Христа Апостолы возвратились в Иерусалим. С ними была и Матерь Божия, которая, по завещанию Ее Божественного Сына, в это время жила у Иоанна Богослова на Сионе.

Здесь Пречистая провела остаток Своей земной жизни, к концу которой всем существом Своим стремилась к Небу.
Ежедневно Матерь Божия удалялась на молитву на Елеонскую гору к месту, где молился Ее Божественный сын.
Однажды во время молитвы явился Ей Архангел Гавриил, державший в руке ветвь райской пальмы. Он подал ее и сказал: «Твой Сын и Бог наш ждет Тебя с Ангелами, Архангелами и всеми Небесными Силами. Через три дня Ты преставишься, и Он вознесет Тебя, Матерь Свою, в горнее Свое царство, где Ты Будешь жить с Ним во веки».

С великой радостью услышала Богородица весть о Своей близкой кончине. Все Апостолы., кроме Апостола Фомы, чудесным образом в одно и то же время были принесены на облаках с разных концов Земли к дому Богоматери на Сион к часу Ее кончины.

С радостью в сердце и с молитвой на устах Пречистая предала дух Свой Господу Иисусу Христу. Во время кончины в горнице засиял яркий свет божественной славы и раздалось пение ангельского хора, повторявшего слова, которыми Архангел Гавриил приветствовал Пресвятую Деву Марию во время Благовещения: «Радуйся, Благодатная, Господь с тобою! Благословенна Ты в женах!».

Пречистое тело Богоматери Апостолы с псалмопением понесли через город Иерусалим, Кедронскую долину в Гефсиманию к погребальной пещере, где были похоронены родители Богородицы и Ее обручник — праведный Иосиф. Апостолы похоронили Ее тело в пещере и завалили вход большим камнем. На третий день явился Апостол Фома и очень огорчился, что не застал в живых Божию Матерь. Тогда Апостолы, желая утешить его, предложили отвалить камень от гроба, чтобы он мог поклониться телу Богородицы. Каково же было их изумление, когда, войдя вместе с Фомой в пещеру, они увидели, что она пуста и что на месте, где было положено тело Божией Матери, лежала одна плащаница, покрывавшая его.

Вернувшись домой, Апостолы собрались все вместе за общей трапезой и вдруг услышали над собой ангельсокй пение и увидели Пречистую Деву Марию, окруженную Ангелами. «Радуйтесь,-приветствовала Она их, — ибо Я с вами во все дни».
Матерь Божия в третий день по Своем Успении воскресла и была вознесена с телом в Небесные Обители.

В память этого события Святая Церковь установила 15 августа (28 по новому стилю) праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбевшие о нем

Когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с женою своею Анною. Оба они были люди благочестивые и были известны не своим царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и к людям. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это очень огорчало их. Но, несмотря на свою старость, они не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя. Они дали обет (обещание), — если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу.

В то время каждый еврей надеялся, через свое потомство быть участником в царстве Мессии, то есть Христа Спасителя. Поэтому каждый еврей, не имеющий детей, был в презрении у других, так как это считалось великим наказанием Божиим за грехи. Особенно тяжело было Иоакиму, как потомку царя Давида, потому что в его роде должен был родиться Христос.

За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг к другу Господь послал Иоакиму и Анне великую радость. Под конец их жизни у них родилась дочь. По указанию Ангела Божия, ей было дано имя Мария, что значит по-еврейски «Госпожа, Надежда».
Рождение Марии принесло радость не только Ее родителям, но и всем людям, потому что Она была предназначена Богом быть Матерью Сына Божия. Спасителя мира.

Рождество Пресвятой Богородицы отмечается 08 сентября (21 сентября по новому стилю).

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбевшие о нем

В начале четвертого столетия византийский император Константин Великий, который тогда еще был язычником, во время войны с Максентием увидел чудное знамение. На небе явился крест, составленный из звезд, и слова «Сим победишь». Константин устрашился, видя в этом дурное предзнаменование. Но в эту же ночь Константину явился Сам Иисус Христос и повелел ему сделать полковое знамя с изображением креста.

Император исполнил повеление Господне. И одержал победу. После этого он стал еще больше прежнего покровительствовать христианам, зная, что его мать, царица Елена — христианка.

Святая Елена пламенно желала найти тот самый Крест, на котором был распят Спаситель. В 324 году царица Елена прибыла в Иерусалим. Ангел Господен являлся ей во сне, указывая верные пути в поисках великой святыни. Ангел указал на одного человека, который и открыл царице место, где был зарыт крест. На месте крестной смерти Христа и Его Святого Гроба императором Адрианом было построено языческое капище Венеры.

Святая Елена велела его разрушить, и под ним в каменной цестерне были обнаружены три креста. Но дощечка с надписью, бывшая на Кресте Господнем, лежала отдельно, и было невозможно определить, который из трех — Крест Спасителя. Только чудеса, сотворенные одним из крестов, указали на истинное Распятие.

Все присутствовавшие пожелали поклониться Кресту. Тогда патриарх Иерусалимский Макарий воздвиг Крест Спасителя, благословив народ, поэтому и праздник получил название Воздвижение. В память страданий и смерти Спасителя на Кресте в этот день установлен строгий пост.

Праздник Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня отмечается 14 сентября (27 по новому стилю).

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбевшие о нем

В начале Х века Византия — оплот христианства — подверглась нападению воинственных и жестоких язычников-сарацин. Захватчики грабили и разрушали города, превращали мирных жителей в рабов или подвергали их жестоким пыткам ( сажали на кол, отрубали уши, заливали пленных известью и возводили из них стены).
Христиане были в ужасе, храмы переполнились молящимися, все усердно молили Всевышнего и Его Пречистую Матерь избавить их от столь страшного бедствия.

В столице Византии, Константинополе, во Влахерском храме Пресвятой Богородицы Христа ради юродивый Андрей молился вблизи алтаря. Был он человеком угодным Богу, праведной жизни. Подняв глаза к небу, он был поражен величественным видением: по воздуху шествовала Пресвятая Владычица наша Богородица, озаренная небесным светом и окруженная Ангелами, пророками и Апостолами. Царицу Небесную сопровождали Креститель Господень Иоанн и святой Иоанн Богослов. Преклонив колени, Святая Дева со слезами молилась за христиан, а закончив молитву, сняла со своей головы покрывало-омофор и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых.
Весь народ с трепетом созерцал дивное видение. Маленькое войско греков исполнилось бесстрашия и двинулось с пением молитв за городские ворота, навстречу бесчисленным толпам нападавших.

Среди сарацин внезапно возникла паника, и они кинулись прочь, опрокидывая и топча своих собратьев. Тогда же Господь обрушил страшную бурю на вражеские корабли и разметал сарацинский флот.
Уцелевшие язычники, достигнув своих земель, рассказывали о постигшем их необъяснимом поражении и о загадочной помощи Небесных Сил жителям Византии.

Светлый и торжественный праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается 1 октября (14 по новому стилю).

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбевшие о нем

Обретение Казанской иконы Божией Матери произошло 8 июля 1579 года в Казани, через четверть века после покорения царём Иоанном Грозным Казанского ханства. В июне 1579 года страшный пожар превратил в пепелище значительную часть города и Казанского кремля. Кроме прочего в пожаре сгорел и дом стрельца Даниила Онучина. Когда он принял решение начать на прежнем месте постройку нового дома, его десятилетней дочери Матроне явилась во сне Богородица. Она повелела возвестить архиепископу и начальникам города, чтобы они обрели на месте недавнего пожара, Её Казанскую икону Божией Матери. На слова девочки никто не обратил внимание. И лишь после третьего явления, Матрона слёзно упросила свою мать исполнить повеление Богородицы и разобрать пепелище в определенном месте. Как результат пред ними предстала икона Казанской Божией Матери, сияющая чудным светом.

Весть о чуде мгновенно облетела всю Казань. Место обретения Казанской иконы Божией Матери стало центром паломничества большого количества людей. После молебна икона была торжественно перенесена в Казанский Благовещенский собор. Первым в списке многочисленных чудотворений стало прозрение двух слепцов, Иосифа и Никиты.

Казанская икона Божией Матери спасла монахинь православного русского Горненского монастыря в Иерусалиме во время бушевавшей в Палестине эпидемии холеры, и главный храм обители стал именоваться в ее честь.

Празднование Казанской иконы Божией Матери отмечается 21 октября (03 ноября по новому стилю).

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбевшие о нем

Священное Предание говорит, что когда Деве Марии исполнилось 6 месяцев, ее мать праведная Анна дала такой обет перед Богом, сказав дочери: «Ты не будешь ходить по земле, доколе не введу тебя в Храм Господен». И устроив особое место, Анна избрала непорочных иудейских девушек, чтобы они помогали ей воспитывать Дочь.
Когда же дочери исполнилось 3 года, родители привели Ее в Храм.

Евреи посвящали Богу всех первенцев мужского и женского пола, которые воспитывались в притворах храма до зрелого возраста.

Намерение о посвящении Девы Марии храму сделалось известным в Иерусалиме. И, когда наступило время посвящения, то шествие к храму было торжественным: все шли с зажжеными свечами с пением псалмов и священных песен.
Крыльцо храма, на нижней ступени которого была посталена Пречистая Отроковица, имело 15 крутых ступеней, но она быстро, никем не поддерживаемая, как бы окрыленная любовью к Богу, взошла по всем ступеням на самый верх храмового помоста, что поразило всех присутствующих.

Первосвященник Захария, встретиший там Марию, прозрев духом великое Ее предназначение, ввел ее во Святая Святых, куда не разрешалось входить не только никому из женского пола, но и первосвященник мог входить лишь один раз в год. Святая Святых представляло собой внутреннию часть храма, где в древности хранился Ковчег Завета. Захария назначил его местом для постоянных молитв Марии, и это тоже поразило всех стоящих в храме.

Праведные Иоаким и Анна, вручив своего Младенца воле Отца Небесного, по принесении благодарственных жертв, даров и всесожжений возвратились со своими родствениками домой. Пресвятая же Дева, оставшись в Иерусалимском храме, возрастала среди других девиц, воспитывавшихся в храме в особых постройках. Их воспитывали благочистивые, чистой жизни женщины, знавшие Священное Писание и искусные в рукоделии.

Священное Предание повествует, что Пресвятая Отроковица так проводила время при храме: с раннего утра до 9 часов она стояла на молитве, с 9 до 12 занималась рукоделием и чтением Священного Писания и снова молилась до тех пор пока Ей не являлся Ангел с пищей. Она занималась пражею льна и шерсти, любила вышивать шелковой нитью, особенно священнические одежды, и во всех этих работах была очень искусна.

Постоянное пребыание Пречистой Девы в храме, посты, молитвы, чтения Писания готовили Ее ко всерадостному для человечества событию- Рождеству Господа нашего Иисуса Христа.

Отмечается Церковью праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября (4 декабря по новому стилю).

Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нем, все любящие его! Возрадуйтесь с ним радостью, все скорбевшие о нем

Непостижимое чудо — Сын Божий рождается от девы Марии и является всему миру в видимом образе Богомладенца.
Когда Пречистой Деве исполнилось 14 лет, по закону Моисея ее должны были выдать замуж. Но так как Она дала Обет безбрачия, что было у евреев нетрадиционным, Ее только обручили с престарелым дальним родственником Иосифом. Неожиданно для себя Иосиф заметил, что Мария ожидает ребенка. По еврейскому закону, женщина, ожидающая ребенка не от мужа, побивалась насмерть камнями. Добросердный Иосиф-Обручник не отдал Марию толпе на побиение, а решил отпустить Ее куда пожелает.

 

Однако в чудесном видении старцу было открыто Архангелом Гавриилом, что плод во чреве Марии имеет Божественное происхождение. Родившийся от Нее, сказал Архангел Иосифу, есть от Духа Святого.

Тогда как раз по приказу римского императора Августа совершалась перепись всего населения. Для этого каждый пошел в тот город, из которого происходил его род. Поэтому и Иосиф с Марией отправились из Галилеи в Иудею — в город Давидов, называемый Вифлеемом. Придя в Вифлеем, они не могли найти себе места в гостинице и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. И там настало время родить Марии. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы родился Младенец — Сын Божий, Христос Спаситель мира. Она спеленала Божественного Младенца и положила Его в ясли, куда кладут корм для скота.

В окрестностях Вифлеема пастухи пасли свои стада. Вдруг перед ними появился Ангел и возвестил им великую радость о рождении миру Спасителя: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость, которая будет не только для вас, но и для всех людей: ныне в городе Давидовом (то есть в Вифлееме) родился Спаситель, который есть Христос Господен.»
В Божественном сиянии явилось множество Ангелов поющих: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение».

Рождество Христово Церковь празднует 25 декабря (7 января по новому стилю).

Call Now Button